Джой Гилфорд издал книгу: Природа человеческого интеллекта / The Nature of Human Intelligence, где ввёл условные понятия конвергентного и дивергентного мышления (строго говоря, эти термины он употреблял раньше – ещё в 1959 году – Прим. И.Л. Викентьева).
Под конвергентным («сходящимся») мышлением понимается поиск единственного решения.
«Если говорить коротко, под конвергентным мышлением понимается линейное, логическое (дискурсивное) мышление, предполагающее одно-единственное правильное решение проблемы. Именно этот тип мышления ассоциируется с ай-кью и классическим методом преподавания».
Гарри Алдер, CQ, или мускулы творческого интеллекта, М., «Фаир-пресс», 2004 г., с. 40.
Под дивергентным («расходящимся») мышлением понимается «веерообразный» поиск по всем направлениям, часто приводящий к оригинальным решениям. Джой Гилфорд писал: «Под креативностью следует понимать способность отказываться от стереотипных способов мышления. Основой креативности является дивергентное мышление…»
«Дивергентное мышление против всякой однозначности, «чёрно-белых» истин. Ему чужды мертвящие, абстрактные схемы. «Дивергентный» ум нацелен на поиск инновационных путей, нетрадиционный идей. В литературе, адресованной массовому читателю, ближайшей параллелью дивергентному мышление является понятие горизонтального мышления».
Гарри Алдер, CQ, или мускулы творческого интеллекта, М., «Фаир-пресс», 2004 г., с. 40.
Понятие дивергентного мышления использовалось Джоем Гилфордом для создания тестов творческих способностей, где учитывались как число сформулированных испытуемым идей, так и степень их редкости по сравнению с ответами других испытуемых...
Разделение мышления на конвергентное и дивергентное мышление стало популярным и получило множество интерпретаций – не всегда продуманных (!) – у других Авторов.
Вот одна из них:
Конвергентное мышление | Дивергентное мышление |
Исследовать | Судить |
Наблюдать | Оценивать |
Воображать | Анализировать |
Изобретать | Классифицировать |
Мечтать | Сравнивать |
Преувеличивать | Выбирать |
Провоцировать | Избегать лишних растрат |
Ассоциировать | Просчитывать |
Моделировать | Планировать |
Комбинировать | Решать |
Будоражить | Выбирать |
Визуализировать | Определять |
Сомневаться | Организовывать |
Люк де Брабандер, Забытая сторона перемен. Искусство создания инноваций, М., «Претекст», 2008 г., с. 117.
Уровни творческих решений по Г.С. Альтшуллеру